Общественная экологическая экспертиза

9 декабря 2015 года была зарегистрирована первая на территории Республики Казахстан общественная экологическая экспертиза проектной документации. Организатором общественной экологической экспертизы является ОО «Карагандинский областной Экологический Музей». Объектом общественной экологической экспертизы стала проектная документация строительства полигона твердых бытовых отходов (ТБО) в г. Лисаковск.

В данный момент на административной территории города Лисаковск расположены 2 полигона для складирования бытовых отходов: городской полигон площадью 21 га (занято 47 %, свободная площадь около 14 га) и полигон в поселке Октябрьский площадью 23,7 га (использовано 0,4 га). Еще один полигон планирует построить ТОО «Samal Group 2014» в непосредственной близости от действующего городского. Нужна ли еще одна свалка городу, на которой так же будет складироваться мусор, использоваться «классическая» технология захоронения без внедрения современных «зеленых» технологий? Вопрос остается открытым.

Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) рассматривает проектную документацию намечаемого строительства полигона ТБО на предмет соблюдения общественных интересов по сохранению благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды.

При организации ОЭЭ были выявлены некоторые сложности уже на этапе регистрации. Эта информация может оказаться полезной для будущих организаторов ОЭЭ, поэтому мы решили обратить ваше внимание на несколько аспектов.

Согласно ст. 65 Экологического кодекса РК «Заявление о регистрации общественной экологической экспертизы подается ее организатором в местные исполнительные органы, на территории которых намечается деятельность объекта экспертизы». Казалось бы, достаточно четкое указание, куда именно необходимо обратиться для регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, однако выяснения в чью именно компетенцию входит регистрация заявле-ния о проведении ОЭЭ заняли срок почти два (!) ка-лендарных месяца.

Сначала организатор ОЭЭ обратился в местный исполнительный орган города Лисаковск – городской акимат. В акимате отказались регистрировать заявление о проведении ОЭЭ, обосновав свой отказ тем, что данный вид деятельности не входит в их компетенцию, и, в свою очередь, сделали запрос в Министерство энергетики РК. В итоге, были получены разъяснения, согласно которым под определением «местные исполнительные органы» в Экологическом кодексе РК понимаются «местные исполнительные органы областей, городов республиканского значения и столицы». То есть для регистрации заявлений о проведении ОЭЭ необходимо обращаться в областные акиматы. В городские акиматы нужно обращаться только в случае ОЭЭ городов республиканского значения (а это на текущий год это города Алматы и Байконур) и г. Астаны. После обращения в ГУ «Аппарат акима Костанайской облати» было выяснено, что непосредственно регистрацией заявления о проведении ОЭЭ будет заниматься ГУ «Управление природных ресурсов и регулирования природопользования Костанайской области». Таким образом, областной акимат отписал заявление о регистрации ОЭЭ в областное управление, уполномоченное в области охраны окружающей среды, где оно и было зарегистрировано.

И тут целесообразно рассказать о сроках, которые необходимо учитывать при организации процесса.

Во-первых, регистрация заявления о проведении ОЭЭ должна быть проведена до окончания проведения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). То есть, если государственная экологическая экспертиза уже завершена, зарегистрировать общественную экологическую экспертизу уже нет возможности. Это предусмотрено ст. 65 Экологического Кодекса, согласно которой местный исполнительный орган имеет право отказать в регистрации заявления о проведении ОЭЭ в случае, если «4) государственная экологическая экспертиза предполагаемого объекта обществен-ной экологической экспертизы завершена».

Во-вторых, заявление о проведении ОЭЭ должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления о проведении ОЭЭ. А государственная экологическая экспертиза осуществляется следующие сроки в зависимости от категории опасности объекта:

  • объекты I категории – не более 2 месяцев с момента передачи органам, осуществляющим государственную экологическую экспертизу;
  • объекты II категории – не более 1 месяца с момента передачи органам, осуществляющим государственную экологическую экспертизу;
  • объекты III и IV категорий –10 рабочих дней с момента передачи органам, осуществляющим государственную экологическую экспертизу.

Рассматривая вышеприведенные сроки для объектов III и IV категорий, можно сделать вывод, что существует высокая вероятность того, что ГЭЭ  уже завершится, прежде чем зарегистрируется заявление о проведении ОЭЭ. И в этом случае, организатору ОЭЭ будет отказано в регистрации заявления о проведении ОЭЭ.

Таким образом, для успешной организации ОЭЭ заявление о её регистрации желательно подавать буквально одновременно с началом государственной экологической экспертизы. И вот тут возникает следующая сложность: отсутствует практическая возможность отследить дату начала государственной экологической экспертизы. Законом предусмотрено, что Заявки на проведение ГЭЭ «подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации заказчиком намечаемой деятельности». То есть, заказчику намечаемой деятельности достаточно опубликовать заявку на проведение ГЭЭ в любой газете, журнале, на радио, телевидении, на интернет-ресурсах и т.д. Учитывая большое количество различных СМИ, буквально «созрела» необходимость обозначить конкретный способ оповещения населения о начале ГЭЭ – например, обязать акиматы публиковать заявки на проведение ГЭЭ на своих сайтах.

Не смотря на все сложности, первая в РК ОЭЭ состоялась. В соответствии с положениями ратифицированной Казахстаном Орхусской конвенции о доступе общественности к экологической информации, а также согласно ст. 61 Экологического кодекса РК предусмотрено информирование населения о ходе экспертизы и учет мнения общественности.