25. 4. 2025 – Admin

Проект модернизации очистных сооружений Караганды: о каких рисках говорят активисты и почему их мнение не учитывается в процессе принятия решений?

 

Карагандинцы давно обеспокоены состоянием системы водоотведения города. Крайне изношенные трубы, отсутствие централизованного сбора всех ливневых стоков,  аварии и разливы – это неполный перечень негативных последствий недостаточно эффективного управления стоками. Поэтому первоначально люди воодушевились планами модернизации одной из двух существующих канализационных очистных сооружений (КОС), а именно станции Аэрации, обслуживающей большинство районов города. Как одним из путей начала решения проблем, который решено предпринять с помощью Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Однако, проектные решения, обнародованные в ходе общественных слушаний, вызвали серьезные вопросы и опасения как среди граждан, так и среди экспертов. Почему общественность выступает за пересмотр проекта, подчеркивая технические недостатки и нарушения обязательств по взаимодействию с заинтересованными сторонами?

 

 

Проект модернизации КОС – инициатива стоимостью 56,3 млрд. тенге (заём ЕБРР - 50,3 млрд. тенге), поддержанная правительством Казахстана во исполнение поручения Главы государства РК о строительстве или реконструкции КОС в 68 городах РК, – должен быть одобрен Советом директоров ЕБРР 7 мая 2025 года. Проект предусматривает строительство новой станции очистки сточных вод, модернизацию существующей канализационной насосной станции, а также строительство установок по обработке осадка очистных сооружений. Ведь действительно, построенные в прошлом веке сооружения, уже основательно изношены и требуют инвестиций.

              Однако, планируемая мощность новых КОС вызывает много вопросов и беспокойства. 

              В оценке воздействия проекта на окружающую среду (ОВОС) указана средняя мощность 100,000 м3/день, с пиковым суточным расходом 130,000 м3/день (500 000 э.н.), что, по мнению местных жителей, экспертов и активистов, является недостаточным. Для сравнения, действующие старые очистные имеют суточную производительность 232,000 м3/сутки. Сразу возникает вопрос — справится ли новое сооружение с нагрузкой? Представители «Караганды Су», клиент ЕБРР по проекту, не раз сами озвучивали, что «фактический пропуск сточных вод  –  70,000–160,000 м³/сут (в зависимости от времени года), достигая максимума в 190,000 кубических метров в весенне-паводковый период. Кроме того, многие общественники считают, что фактический объем поступающей воды должен быть больше озвученных компанией данных: следует учесть значительные водопотери. Часть канализация просто не доходит из-за серьёзного износа всей системы, требующей восстановления. Только в 2023 году компанией было зарегистрировано 19 580 засоров канализационных сетей, а их износ составляет 84%. Жители регулярно сообщают об утечках сточных вод как в черте города, так и за его пределами. 

Согласно действующему генеральному плану города (2007 год) ежедневный приток сточных вод в 2005 году составил 202 360 кубических метров, в то время как население города было 446 000 человек. Сегодня население уже выросло до 525 300 человек . А по данным отчета о стратегической экологической оценке 2025 года к новому, корректируемому Генеральному плану  прогнозируемый рост достигнет 570 000 к 2030 году и 650 000 к 2040 году. И, согласно данному стратегическому документу, наибольшее развитие планируется в Юго-Восточной жилой зоне, канализационные стоки которого отводятся как раз на станцию Аэрации.

Так хватит ли мощности? Почему решено строить новую КОС, а не модернизировать старую? Почему отсутствуют альтернативные решения в ОВОС? Вопросов очень много. Люди их и свою обеспокоенность выразили в январе 2024 года на общественных слушаниях, которые длились 2 дня, и дискуссия была очень горячей. Карагандинцы требовала пересмотреть и улучшить Проект. Всю палитру тревожащих жителей тем и экспертных мнений, обоснований и замечаний можно изучить в Протоколе общественных слушаний. Получили ли люди исчерпывающие объяснения и ответы? Судите сами: менее 10 позиций из 72 поднятых общественностью вопросов имеют четкий и однозначный статус «снято». Подавляющее большинство вопросов, имеют своеобразный статус: «Не снят – мнение участника, который задал вопрос. Предоставили удовлетворительный ответ – мнение инициатора» или инициатор не понял снят вопрос или нет. 

Такая формулировка является прямым нарушением законодательства Казахстана , а именно п.33 гл.3 Правил проведения общественных слушаний.

В Правилах четко прописано, что «при наличии в протоколе замечаний и предложений заинтересованных государственных органов и общественности, не снятых их авторами в ходе проведения общественных слушаний, Инициатор обеспечивает доработку проекта отчета о возможных воздействиях в соответствии с такими замечаниями и предложениями”.  Представители общественности от Центра новых, экологически безопасных технологий дважды обращали внимание государственных органов на данное нарушение, неучтённое при выдаче Заключения по результатам ОВОС на проект «Строительство канализационных очистных сооружений станции Аэрации в г. Караганда», направив жалобы в Комитет экологического регулирования и контроля и само Министерства экологии и природных ресурсов с требованием обязать инициатора намечаемой деятельности доработать Проект с учетом зафиксированных в Протоколе предложений, вопросов и замечаний и вынести Проект на новые общественные слушания в форме обсуждения открытого собрания с исчерпывающими объяснениями проектных решений, включенными в проектную документацию. Однако ответа по существу обращения с описанием предпринятых госорганами действий по устранению нарушения получено не было, законные опасения граждан так и не были учтены

Несмотря на то, что в этом году погода благоволила, и снег растаял незаметно, Караганда, учитывая опыт прошлых лет обязана учитывать и быть готовой к ежегодному сезону весенних паводков. Жители по-прежнему обеспокоены рисками, связанными с плохим управлением ливневыми и паводковыми водами, особенно в пиковые периоды, что может напрямую повлиять на новую КОС. В настоящее время в городе отсутствует централизованная функционирующая система ливневой канализации, а это значит, что вся ливневая и дождевая вода либо стекает непосредственно в канализационные колодцы, либо попадает в местные водоемы.  

Представители Центра НЭБТ выразили свою обеспокоенность и по данному вопросу во время совместной встречи сети «Bankwatch» и проектной группы ЕБРР в октябре 2024 года. Они были проинформированы о том, что управление ливневыми водами выходит за рамки проекта и является обязанностью не исполнителя проекта, а городской администрации.

В декабре 2024 года ЕБРР опубликовал отчет об общественных консультациях по данному Проекту. В документе сказано об управлении избыточными паводковыми водами с помощью аварийных бассейнов, но нет подробностей об их предполагаемой вместимости. В отчете также отмечено, что в ОВОС была внесен новый раздел «о взаимоотношениях, связанных с системами канализации и ливневой канализации», и содержится информация о планах города по развитию отдельной закрытой системы ливневой канализации.  Тем не менее, активисты отмечают, что генеральный план, опубликованный около двух десятилетий назад, также содержит планы по системе ливневой канализации, которые так и не были  реализованы. В СМИ только транслируется ремонт отдельных ее участков, помимо экстренного ремонта лопнувших труб и устранения утечек. На запросы активистов о предоставлении измененной ОВОС и ТЭО проекта не пришло должного ответа: оба запрашиваемых документа присланы не были. Поэтому, насколько хорошо справятся новые КОС в периоды экстремальных условий и сезонных паводков остается догадываться.

Проектная группа ЕБРР утверждает, что текущий проект предлагает наилучшее доступное техническое решение для обработки заявленных объемов сточных вод Караганды, и указывает на планы города по модернизации оставшейся устаревшей инфраструктуры. Тем не менее, активисты не обнаружили конкретных доказательств скоординированных местных схем модернизации сопутствующей инфраструктуры, критически важной для успеха проекта.

В связи с ростом численности населения Караганды предлагаемые очистные сооружения в скором времени могут оказаться недостаточными, что потребует либо существенной модернизации, либо строительства дополнительного объекта. Тем не менее, без комплексного городского плана по интеграции долгосрочных потребностей в очистке сточных вод, ремонту существующих ветхих канализационных сетей и созданию функционирующей системы ливневой канализации, с указанием четких сроков его реализации, новая очистная станция в предлагаемом решении, может оказаться не очень эффективной инвестицией.

Важно обратить внимание на то, что продолжающееся игнорирование мнения общественности в процессе принятия решений подрывает доверие граждан к подобным проектам, финансируемым международными банками развития, касающимся таких важных проектов с высокими экологическими риском, как этот. Активисты настаивают на том, что в Проект нуждается в улучшении, в него должны быть внесены изменения  и дополнения по всем пунктам, не снятым в ходе проведения общественных слушаний, что необходимо пересмотреть мощности новых КОС  в сторону их увеличение или, по крайней мере, убедительно обосновать в соответствии с четким согласованным Генеральным планом города. В противном случае, опасения и возможные риски так останутся не услышанными, а, значит, чреваты потенциально серьезными экологическими последствиями для жителей Караганды. 

Карагандинцы обеими руками за модернизацию старых КОС, но очень важно, чтобы огромная сумма была потрачена ответственно и во благо города, чтобы проектные документы включали  в себя полную информацию и все соответствующие  расчеты. чтобы Проект был реализован достойно в соответствии современными с потребностями развития города.