Возникновение этих проблем объясняется следующими причинами.
1. Отсутствие экологической политики в Республике Казахстан. Это ведет к тому, что действия правительства, министерств и ведомств напоминают скорее броуновское движение, чем целенаправленные действия.
2. Неудовлетворительное природоохранное законодательство. Оно не позволяет обеспечить сохранность и эффективное использование особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Законы разрабатываются не на основе экологической политики, а на основании интересов влиятельных ведомств, бизнесменов или других заинтересованных лиц. В результате законодательство является сгустком противоречий.
3. Противоречия законодательства создают почву для конфликтов между местными акиматами и администрацией ООПТ. Используя тот факт, что ООПТ формально находятся на определенных административных территориях, акиматы превышают свои полномочия и активно вмешиваются в деятельность ООПТ республиканского значения.
4. Законодательство не обеспечивает нормального функционирования ООПТ, расположенных на сопредельных с соседними государствами территориях.
5. Комитет лесного хозяйства и животного мира не выполняет в полной мере функции по управлению и обеспечению целостности ООПТ республиканского значения.
6. Законодательство об ООПТ не обеспечивает четкого разделения полномочий между госорганами республиканского уровня и местными исполнительными органами. Это подрывает систему управления государственной собственностью и ставит под угрозу целостность экологических систем ООПТ.
7. Законодательство об ООПТ не обеспечивает фактической целостности ООПТ. Перевод земель ООПТ в категорию земель запаса противоречит целям и задачам ООПТ. Аренда (долгосрочное пользование) земли на территориях национальных парков противоречит его целям и задачам.
8. Отстранение общественности и местного населения от участия в процессе принятия решений по организации, развитию и управлению ООПТ. Это ведет к возникновению конфликтных ситуаций.
9. Действующий закон «Об особо охраняемых природных территориях» перестал отвечать требованиям международных конвенций о всемирном наследии, о биологическом разнообразие, об ОВОС в трансграничном контексте, Орхусской конвенции и, фактически, не является больше правовой основой для создания, управления и обеспечения целостности особо охраняемых природных территорий.
В сложившихся условиях наши действия, направленные на улучшение экологической ситуации в национальных парках, были следующие.
Экологическое общество «Зеленое спасение» много лет проводило мониторинг мониторинг экологической обстановки в национальных парках Алматинской области: Иле-Алатауском, Чарынском и в городском природном парке Медео.
В этом году мы побывали во всех ущельях Иле-Алатауского парка.
Нами было совершено 56 поездок, протяженностью 6612 км, отснято более 4,6 тыс. фотографий и более 25 часов видеоматериалов.
Были выявлены многочисленные нарушения, такие как:
- захват земель;
- организация несанкционированных свалок;
- загрязнения почв и водоемов;
- разрушение естественных экологических систем;
- незаконное строительство дорог и других объектов.
На основании собранного материала мы направили 152 письма и запроса в различные государственные органы. На большинство из них (более 70 %) были получены ответы и приняты меры. Так, например, были ликвидированы свалки в ущельях Большое Алматинское, Медвежье, Иссыкское, Шукур, урочищах Шымбулак, Туюк-су, Мынжылкы и др.. Однако на этих же и в других местах появлялись новые. Это означает, что решение локальных проблем не позволяет решить проблемы системные. Нужна коренная перестройка системы работы парков.
Наши дальнейшие действия и предложения
1. Ведение документального, фото- и видеомониторинга экологического состояния парков.
2. Запросы на предоставление подробной информации об экологической ситуации в национальных парках.
3. Обращения в государственные органы с требованиями ликвидировать выявленные нарушения. Контроль за мерами, принятыми администрациями парков по нашим обращениям.
4. Обращения в уполномоченные органы с предложениями внести изменения в действующее законодательство.
5. Обращения в прокуратуру и суды.
6. Обращения в органы международных природоохранных конвенций, ратифицированных Республикой Казахстан.
7. Распространение информации об экологической ситуации в национальных парках, экологическое просвещение.
8. Мы будем добиваться изменений действующего законодательства об ООПТ и строгого соблюдения законов.
Нами готовятся поправки в законодательство «Об особо охраняемых природных территориях» и направлены в Комитет лесного хозяйства и животного мира. В частности, планируется внести предложения:
- о запрете перевода земель ООПТ в категорию земель запаса;
- об установлении охранных зон республиканских ООПТ на местности и строгом соблюдении их режима;
- о запрещении пользования (аренды) земли в национальных парках;
- о публикации картографического материала и полной информации о зонировании, границах, а также о всех видах деятельности национальных парков;
- о строгом соблюдении международных природоохранных конвенций;
9. Добиваться возвращения земель урочища Кок-Жайляу в категорию земель ООПТ и в состав Иле-Алатауского национального парка.
Экологическое общество «Зеленое спасение»,
тел. 253 62 56.
[1] Декларация конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды, принцип 1. Принята на 21-м пленарном заседании 16 июня 1972 года в Стокгольме.
[2] Горы мира. Глобальный приоритет. – М., 1999, с. 35.
[3] День прав человека празднуется по предложению Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция № 423 (V)) ежегодно, 10 декабря, начиная с 1950 года. В этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека.
[4] Международный день гор провозглашен Генеральной Ассамблей ООН в резолюции (№ A/RES/57/245), посвященной итогам Международного года гор. Отмечается ежегодно, 11 декабря, начиная с 2003 года.