Доступ к информации, участие в принятии решений и доступ к правосудию в вопросах, связанных с окружающей средой, обещали обеспечить правительства стран ЕС и стран-кандидатов и стран Восточной Европы, Кавказа и центральной Азии (стран ВЕКЦА), за исключением России. Тем не менее, пространство реализации прав общественности сокращается во многих странах и граждане не могут достичь правосудия - об этом говорят альтернативные доклады неправительственных организаций.
Во многих постсоветских странах права многих граждан остаются только на бумаге. Законы часто выглядят хорошо, но на самом деле государственные органы скрывают экологическую информацию и данные, отговаривают общественность от участия в принятии решений, а правосудие неосуществимо. Правовая защита в ЕС намного сильнее, но в некоторых странах мы можем наблюдать большие ограничения прав граждан на законодательном уровне», - объясняет Мартин Скальский, эксперт по участию общественности общественной организации “Арника” из Праги, которая координировала подготовку независимых обзоров по осуществлению Конвенции в некоторых странах.
Казахстан не является исключением
По словам Светланы Могилюк из казахстанской неправительственной организации ЭКОМ, ситуация в стране далека от идеала. «Около половины запросов на получение информации остаются без ответа или удовлетворяются частично. Отсутствуют четкие процедуры участия общественности в принятии решений и отсутствует механизм учета общественного мнения», - цитирует она альтернативный отчет, доказывая, что государство не в состоянии выполнить даже свои базовые обязательства.
Как и во многих странах, в странах Центральной Азии правоприменительная практика является одной из основных проблем. «Процедура судебного рассмотрения очень сложна; кроме того, суды иногда не соблюдают международное право. Тот факт, что министерство окружающей среды устранено, наглядно показывает, где приоритет правительства», - резюмирует Могилюк свой нелестный отчет.
Что принесет Будва
Неправительственные организации представляют свой анализ на 6-м Совещании Сторон Орхусской конвенции, которое проходит с 11 по 15 сентября в Будве, Черногория. Альтернативные отчеты показывают, что реальность часто потрясающе отличается от того, что написано на бумаге. Экологические НПО имеют большой опыт решения конкретных случаев и находятся в контакте с местными сообществами, поэтому их оценка отражает проблемы, с которыми сталкиваются обычные граждане. Они просят правительства сохранить свое обещание и обеспечить демократическое пространство для принятия решений по экологическим вопросам. (3)
«Правительства должны учитывать точку зрения общественных объединений при оценке осуществления Конвенции в странах при планировании будущих шагов», - объясняет Мартин Скальский. «В случае систематического повторения нарушений, общественность ожидает, что международные механизмы будут работать для обеспечения принципов открытости, демократического характера принятия решений и доступа к правосудию», - утверждает он.
Замечания для редакторов:
1 / Орхусская конвенция: Соглашение, официальное название - Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, было принято в датском городе Орхус в 1998 году и подписано 46 странами и Европейским союзом. Подробнее
2 / Встреча сторон Конвенции в Будве в 2017 году: каждые три года представители стран, подписавших Орхусскую конвенцию, встречаются «для обсуждения достижений и задач в отношении содействия эффективному доступу к информации, участия общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросов, касающихся окружающей среды». Подробнее
3 / Мероприятия общественных организаций во время Встречи сторон в Будве в 2017 году. Подробности
Основные выводы отчета
- Министерство окружающей среды было упразднено в 2014 году, и повестка дня была отдана министерству энергетики. Таким образом, правительство выражает свои приоритеты.
- Несмотря на то, что правительство существенно меняет законодательство по вопросам «зеленой экономике», многие изменения привнесены бизнесом, но их воздействие на окружающую среду и демократичность процесса принятия решений достаточно негативно.
- Согласно опросу общественных организаций, около 50% запросов на экологическую информацию остаются без ответа. Информация разрознена в разных государственных органах, единой базы данных и онлайн-инструментов практически не существует.
- Отсутствуют четкие процедуры участия общественности - особенно на ранних стадиях принятия решений, а также механизмы учета мнения общественности. Государственные органы не обязаны публиковать информацию о заключениях государственной экологической экспертизы, а общественность зачастую недостаточно информирована о проектах.
- Право на доступ к правосудию не имеет эффективных инструментов реализации. Судебные процедуры сложны, и граждане не имеют о них достаточного представления. Решения судов зачастую противоречат международным конвенциях.
Отчеты можно скачать:
Все опубликованные обзоры можно найти на сайте ЕЭК ООН
Казахский альтернативный отчет (RU): Справедливость не в поле зрения
Казахский альтернативный отчет (EN): Justice out of sight