Семинары
Вопросы-ответы

Вопросы-ответы (28)

Если вы решились бороться с этим нелицеприятным «спутником» цивилизации, то прежде всего необходимо выяснить, кто является собственником участка замусоренной земли. Для этого нужно составить письмо-запрос в акимат, в котором указываете расположение несанкционированной свалки, размер (можно приложить фото). Если собственник данной территории будет установлен, нужно обратиться в прокуратуру. Впоследствии с виновного лица взыщут штраф и обяжут очистить территорию. Но зачастую бывает, что такая земля «ничья» или принадлежит государству. В таком случае можно подать заявление на имя акима области, в котором вы кратко описываете ситуацию (размер, месторасположение) и просите оказать содействие в разрешении сложившейся проблемы и поспособствовать дальнейшему осуществлению необходимого контроля по ликвидации свалки. Если реакции не последовало, то остается обратиться в суд и доказать факт бездействия акима и других должностных лиц. Рассмотрим ситуацию, при которой свалка раскинулась, например, рядом с заводом и работники данного предприятия туда регулярно вывозят мусор. Вы можете написать в департамент экологии и в прокуратуру с просьбой провести проверку. Если вам удастся сфотографировать момент, когда машины сваливают мусор (в идеале – видны номера), то можно написать заявление о совершенном правонарушении. В случае если вы не знаете, какой государственный орган правомочен составлять протокол об административном правонарушении, пишите в правоохранительные органы: они перенаправят ваше заявление. Если свалка содержит опасные химикаты (в том числе энергосберегающие лампы, батарейки, градусники), необходимо срочно связаться с природоохранной прокуратурой и написать письмо в Управление по ЧС. Для успешного разрешения ситуации рекомендуем связаться с экологическими организациями или привлечь соседей, коллег для написания коллективной жалобы.

Во-первых, разведение костров в черте города – правонарушение, так как, создается пожароопасная ситуация. Во-вторых, вдыхая дым, вы подвергаете своё здоровье серьезному риску. При сжигании листвы высвобождается всё то, что зелень впитала вместе с углекислым газом (выхлопные газы, бензопирен, частички тяжелых металлов), а высокие температуры, изменяя их состав, усугубляют ситуацию. Образовавшиеся оксид углерода (угарный газ), сернистый ангидрид, оксид азота, углеводород, ирританты, бензопирен и другие химикаты способны вызвать ряд серьезных заболеваний: отравления, поражения дыхательных путей, конъюктивиты, нервные расстройства, астмы, аллергии и даже онкологические заболевания. Горящие пластик и другой мусор добавляют в дым такие опасные отравляющие вещества, как канцерогенные ароматические углеводороды, карбонилхлорид, диоксины, сажу, оксид серы, формальдегид, соли кадмия, свинца и другие яды. Следует отметить, что диоксины являются самыми опасными химическими веществами из всех ныне известных. Они подрывают работу иммунной системы, способны вызвать рак и мутацию. Оксид серы нарушает работу органов пищеварения, вызывает торможение роста и преждевременное старение. Свинец негативно влияет на деятельность работы головного мозга. Список потенциальных заболеваний можно продолжать до бесконечности. В дыму мусоросжигательных заводов насчитывается до 400 опасных веществ, которые накапливаются в организме. Поэтому, если дорожите своим здоровьем, то, увидев дым, позвоните в пожарную охрану и сообщите о том, что горит. Несмотря на то что пожарные обязаны приехать и потушить костер, зачастую они реагируют неохотно на такие «мелкие» сигналы. Если кто-то систематически борется с отходами при помощи огня, вы можете пожаловаться участковому. Он должен провести разъяснительную беседу или выписать штраф.

Вода – основа нашей жизни, а чистая вода – источник здоровой жизни. Если вы не уверены в качестве воды вашего колодца (скважины), то вам необходимо предпринять следующее:
Шаг 1. Свяжитесь с лабораторией, которая осуществляет химический анализ на соответствие питьевой воды ГОСТу. Если скважина с технической водой – СанПиНу (убедитесь, что данная лаборатория прошла аккредитацию и аттестацию).
Шаг 2. Уточните, какой объем воды необходим для анализа, в какой именно таре его привезти (стеклянной или пластиковой) и цену экспертизы.
Если выяснится несоответствие анализа нормативам, то вам нужно будет выявить источник загрязнения и доказать, что именно он является причиной попадания вредных или отравляющих элементов в воду. Например, лабораторные данные показали наличие нефтепродуктов, значит, вероятными загрязнителями могут быть как нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия, так и АЗС, СТО, шиномонтажные и автомастерские, работа которых осуществляется с нарушениями технологического регламента. Превышение норм содержания органических веществ (нитратов, нитритов) провоцируются хозфекальными стоками надворных туалетов частного сектора. Разумеется, делать предположения легко, а вот доказать причастность конкретного объекта гораздо сложнее. Итак, если загрязнение выявлено, то:
Шаг 3. Необходимо подтвердить данные первого анализа: периодически отбирать пробы и тестировать их (желательно в разных лабораториях). Это требует финансовых затрат и займет время. Если раз за разом наличие загрязняющих веществ будет зафиксировано, то, следовательно, имеется постоянный источник воздействия.
Шаг 4. Чтобы определить потенциальный загрязнитель, изучите проект скважины в организации, производившей работы по бурению. В нем должна быть информация о расположении пласта питьевой воды, глубине залегания и о минерализации воды. Если, например, вы сами копали колодец и таких данных нет, то обратитесь в ГУ МД «Центрказнедра» (государственный орган, владеющий информацией о наличии запасов воды). В этом учреждении есть необходимая информация о расположении предположительных объектов-загрязнителей по отношению к контуру подземных вод.
Шаг 5. Запросите у предприятия-загрязнителя экологический проект и заключение государственной экологической экспертизы на этот проект, в которых приводятся положения, на основании которых было разрешено осуществлять деятельность этому юридическому лицу.
Шаг 6. Напишите жалобы в департамент экологии, СЭС, в природоохранную прокуратуру. Данные госорганы обязаны провести внеплановую проверку и выяснить, соответствует ли организация работы предприятия экологическим и санитарным нормам.
Шаг 7. Если нарушения, приведшие к загрязнению грунтовых вод, будут обнаружены, то вы имеете право требовать возмещения ущерба. Инспекторы департамента экологии определят сумму компенсации, и вы в судебном порядке сможете взыскать ее. Работа предприятия будет приостановлена до устранения несоответствий всем законным требованиям.

Прежде всего необходимо выяснить, есть ли у этого человека (или организации) разрешение «на санитарную рубку, вынужденный снос, пересадку зеленых насаждений». Если таковое имеется, то, к сожалению, спасти дерево уже не удастся. Обратите внимание на то, что в документе указывается точное количество деревьев (зеленых единиц), их порода, имя заказчика и причина порубки. В случае, если указанные в документе причины вы считаете неправомерными, то можете написать жалобу в вышестоящий орган на лицо, которое выдало разрешение на снос.
Заказчик порубки обязуется посадить новые деревья на территории данного земельного участка. При этом, посадки должны быть высотой не менее трех метров – лиственных пород и двух метров – хвойных.
Если разрешения у «лесоруба» нет (он отказывается вам его показать) или в документе указано, что предусматривается снос, например, трех деревьев, а фактически рубят больше, то смело звоните в полицию, акимат, природоохранную прокуратуру. А если дерево уже срубили, то работники этих инстанций должны зафиксировать факт правонарушения и передать дело в ГУВД или РОВД. За незаконный снос зеленых насаждений предусмотрен ряд наказаний, в том числе штрафы.

Ответ на общественный запрос экологической информации должен предоставляться в максимально сжатые сроки:
1) если не требуется получения информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место – в течение 15 календарных дней;
2) если требуется получение информации от иных субъектов, должностных лиц либо проверка с выездом на место – в течение 30 календарных дней;
3) если необходимо проведение дополнительного изучения или проверки – свыше 30 календарных дней;
4) если запрашивается информация, относящаяся к компетенции другого госоргана, то запрос перенаправляется не позднее трех рабочих дней.

Предоставлять экологическую информацию должны:
а) государственные органы обязаны ответить на запрос или предоставить ответ об отсутствии запрашиваемой информации либо своевременно переадресовать полученный запрос;
б) физические или юридические лица, наделенные государственными административными функциями;
в) физические и юридические лица, которые выполняют государственные обязанности или оказывают услуги, имеющие отношение к окружающей среде, и действуют под контролем государственных органов. Например: водоканалы; компании, осуществляющие вывоз мусора; организации, оказывающие услуги по озеленению населенных пунктов; гидрометеослужбы и т. д.

Любые физические и юридические лица обладают правом на получение доступа к экологической информации. Экологический кодекс (ЭК РК) уточняет, что такая информация является общедоступной, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан. Любой человек имеет право запрашивать информацию независимо от наличия гражданства Республики Казахстан или места проживания. Юридические лица – независимо от места регистрации или местонахождения их офиса. Также не имеет значения и организационно-правовая форма юридического лица: запрос может поступить от имени общественного объединения, фонда, потребительского или производственного кооперативов, КСК, акционерного общества и т. д.

Орхусская конвенция – это международный договор, объединяющий экологические права и права человека - . Конвенция Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» была подписана в городе Орхусе (Дания) 25 июня 1998 г. на 4-й конференции министров окружающей среды европейских стран. Целью конвенции является содействие защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния.Страны, подписавшие этот международный документ, берут на себя обязательства выполнять требования конвенции. А значит, этот документ можно использовать при решении проблем и разрешении споров по экологическим вопросам.
В Казахстане Орхусская конвенция ратифицирована 23 октября 2000 года.

Согласно ст. 132 пункта 9. Производственный мониторинг окружающей среды осуществляется производственными или независимыми лабораториями. В нашей организации есть своя аккредитованная экологическая мониторинговая лаборатория, но мониторинг в организации проводится подрядной организацией, а не своей лабораторией. Хотела бы узнать во - первых: относится ли наша аккредитованная мониторинговая лаборатория к независимой или производственной лаборатории?, во-вторых: можем ли мы проводить собственной лабораторией мониторинг, если у нас в нашей области аккредитации нет трех ингредиентов, указанных в программе экологического контроля? Заранее благодарна за ответ.

У вас есть разрешение на эмиссии, не смотря на то, что работы не ведутся, срок действия разрешения подходит к концу, соответственно, если Вы начнете деятельность до истечения срока действия существующего разрешения, то вы попадаете под действующее разрешение, главное, чтобы Вы не превысили установленный Вам лимит. Однако, если Вы планируете осуществлять производственную деятельность после истечения срока действия разрешения, соответственно, Вам необходимо продлить срок разрешения, либо получить новое.

Страница 1 из 2

Семинары